chain doc dot ok back item-arrow angle-left angle-right vk instagram linkedin facebook play-button mail-ic winged-letter nda
Все статьи Бизнес-wiki

День SEO-специалиста, истоки профессии и славные былые времена

Василий Русаков
Задать вопрос

Статья выходит накануне 28-го мая, а это день SEO-специалиста. Поскольку поисковое продвижение одно из основных направлений SLT, мы решили вернуться к истокам профессии, поговорить о зарождении целой индустрии digital-маркетинга.

Конечно, вспомним и о том, когда и как умерло SEO, и умерло ли вообще, куда же без этого.

Появление профессии

Нет, сами сеошники появились не 28-го мая. Дата праздника выбрана почти 20 лет назад, в безмятежном 2006 году форумчанами searchengines, самого активного и многочисленного SEO-комьюнити той эпохи. 

Конкретная дата неизвестна, но очевидно, что профессия появилась одновременно с появлением поисковых систем, которые тогда представляли из себя довольно примитивные каталоги сайтов, разбитых по тематикам. Просто списки. Вполне естественно, что каждый вебмастер захотел находиться вверху списка, а поскольку поиск осуществлялся банально по ключевым словам в заголовке, то позициями начали манипулировать. Само содержимое страницы не анализировалось и достаточно было прописать ВЧ слово в тайтл, чтобы получить по нему трафик. 

Признайтесь: захотелось с современным пониманием ранжирования перенестись в те славные времена?
Мем с Джеком Николсоном
Мем с Джеком Николсоном

Основными поисковиками и первопроходцами в разработке алгоритмов ранжирования три десятилетия назад были Excite (1993),  Yahoo (1994) и Google (1997). 

Заценить эволюцию дизайна всем сегодня известных сайтов можно тут.

На тот момент основной потребностью пользователей была банально информация. Однако, как нетрудно догадаться, коммерческий интент нарастал с каждым годом, что только дополнительно стимулировало усложнение алгоритмов, и, как следствие, появление всё большего количества людей, которые понимают, как с этим алгоритмом взаимодействовать.

Сам термин “search engine optimization” впервые был использован в Стэнфордском университете в 1997 году.

Как мы понимаем из сегодняшней исторической точки, Google стал явным лидером среди поисковиков. Революционный алгоритм PageRank, появившийся в 1998 году, учитывает количество ссылающихся страниц на ваш документ. Именно тогда началась золотая эра линкбилдеров. 

В 2002 году Google запускает Google Adwords, начав эпоху рекламы в поисковиках. Трафик окончательно делится на органический и платный.

Пожалуй, с начала тысячелетия алгоритмы ПС усложнялись всё стремительнее,  и такие же метаморфозы непрерывно происходили с профессией оптимизатора.  Появляется Panda - меняется подход к созданию контента. Приходит “Пингвин” и линкбилдинг становится сложной полноценной профессией. Всё течёт и всё изменяется. 

В 2005 году у SEO-специалистов появляется Google Analytics, к которому порой так трудно привыкнуть нашему глазу после Яндекс Метрики.

Чем занимается SEO-специалист?

Коротко и обобщённо говоря, есть алгоритмы ранжирования в ПС, и есть, то, что мы хотим ранжировать - контент. Задача оптимизатора сделать его максимально доступным для поисковиков, и соответствующим алгоритмам, правилам игры. Говоря контент, мы не имеем в виду текст. Это также любая графика, фото, видео, таблицы и программный код, при помощи которого это реализовано. 

Конечная цель - органический трафик на площадку, его рост. То есть мы берём контент, берём напильник и подгоняем его под его под требования поисковиков (алгоритм ранжирования). Требования эти не статичны, это напротив, непрерывно меняющаяся субстанция. Собственно отбрасывая в сторону hard/soft skills, стоит сказать, что обучаемость, любопытство и гибкость ума, основные качества современного сеошника. Когда их нет - SEO умирает, но об этом ниже.

Набор реальных навыков и задач огромен и будет варьироваться в зависимости от подходов агентства, проекта, выбранной стратегии, и даже морально-этических качеств конкретного специалиста.

Современная поисковая оптимизация вышла за пределы подсчёта плотности ключевого слова и тошноты текста. Работать становится сложнее, а нюансов, которые нужно учитывать всё больше. Находиться исключительно в сеошном пузыре, не соприкасаясь с smm и платными каналами трафика опрометчиво. Органическое продвижение сейчас - это целая экосистема, выстраиваемая вокруг проекта.

Сам подход к SEO имеет следующую градацию:

  • Белая оптимизация. Самое “простое”. Читаем официальную справку Яндекс и Google и делаем всё, что там написано. Практически не встречается в природе.
  • Серая оптимизация. Откровенно говоря, 90% SEO находится в серой зоне. Все агентства, которые пишут, что работают только белыми методами, лукавят. Поскольку белые методы заканчиваются, когда вы добавляете первый проект в ссылочную биржу. Это уже нарушение рекомендаций ПС.
  • Чёрное SEO. Хардкорные манипуляции выдачей. В основном актуально для ниш, где не играют вдолгую. Гэмблинг, адалт, крипта и проч. За счёт дыр в алгоритме быстро занимается топ, но также быстро прилетают санкции. Цикл повторяется нужное количество раз. Стоит отдать должное, в black hat SEO работают, как правило, специалисты с высокими компетенциями.

Мы, конечно, работаем исключительно белыми методами.😉

SEO мертво?

Эта уже мемная фраза, которая причём довольно часто педалируется именно в SEOшных пабликах, и немногих живых сегодня форумах. 

Первые упоминания о смерти SEO всплывают на западе аж в 1997 году. То есть, едва зародившись, SEO тут же начало умирать. 

На момент написания статьи, например, SEO в очередной раз “убито” нейросетями и Chat GPT

Основное качество специалиста - это гибкость, подвижность ума и способность адаптироваться. Научиться чему-то, и работать всю жизнь по одним лекалам в 21 веке не получится. Спрос на SEO растёт и это не изменится, пока существуют поисковики. 

Сама профессия претерпевает значительные метаморфозы, всё больше сплавляясь с SMM, PPC, и в целом интернет-маркетингом.

SEO не мертво, но, к сожалению, в профессиональном смысле мертвы многие, некогда успешные сеошники. Застрявшие во времени, когда нужно было следить за процентами водности в текстру и вставлять ссылку в первой трети статьи.

Также постоянно подпитывают легенду о неработающем и мёртвом SEO владельцы бизнеса, которые сначала нанимают одного SEO-специалиста за 1000 рублей, потом второго за 2000 рублей, потом третьего за 3000 рублей… Ну, вы поняли. 

Затем появляются посты и комментарии: “Сто раз я пробовал это сео-шмео, но ничего не работает”

Будете ли вы обращаться к адвокату, который берёт за консультацию 100 рублей? Или к стоматологу? Сегодня SEO требует комплексного подхода, работы связки специалистов и кучи платных инструментов. Оно просто математически не может столько стоить.

Добавьте к этому некоторую импульсивность отечественного бизнеса, который не очень любит ждать  результатов полгода, но при этом ежемесячно оплачивать счёт. 

Ниже пример работы с одним из наших сайтов в течение года. Собственно мы не видим здесь никаких признаков смерти, трафик из органики удвоился.

SEO умрёт только вместе с полным исчезновением поисковиков, после какой-то радикальной смены парадигмы в интернете. Просто так сложилось, что в SEO выживает не самый сильный, а самый гибкий, способный к адаптации.

А на данный момент умерло только старое, заскорузлое SEO, которое не смогло адаптироваться к новым реалиям. В затянутых паутиной ветках форумов бледные сеошники вспоминают славные былые времена, шальные деньги и простые алгоритмы. 

Остальные работают, как и работали. Их то мы и поздравляем с профессиональным праздником!