chain doc dot ok back item-arrow angle-left angle-right vk instagram linkedin facebook play-button mail-ic winged-letter nda
Все статьи Бизнес-wiki

Убираем ненужные ссылки на сайт

Василий Русаков
Задать вопрос

Как правило, в процессе планомерного SEO-продвижения сайта мы стремимся увеличить количество ссылок, создавая сбалансированную ссылочную массу. Как это делается - тема отдельной публикации. Но сегодня речь пойдёт о противоположном процессе - как убрать нежелательные ссылки на свой сайт?

Спойлер - описанный метод будет актуален только для поисковой системы Google, убирать бэклинки для Яндекс придётся вручную.

Зачем вообще избавляться от ссылок?

Действительно, в подавляющем большинстве стратегий продвижения сайта старый-добрый link building по-прежнему занимает одно из ключевых мест. Оптимизатор ресурса или линк-менеджер уделяют львиную долю времени и бюджета именно наращиванию сбалансированной ссылочной массы. Так зачем же в итоге пытаться скрыть от поисковиков плоды их труда? 

Причин может быть несколько:

  1. Горе-сеошник перестарался и сайт под угрозой фильтра, либо уже под ним. Да, пингвин не дремлет. Ещё с далёкого 2012 года в алгоритме ПС Google предусмотрена пессимизация для сайтов продвигающихся за счёт манипуляций ссылочным профилем. И хотя за прошедшее десятилетие фильтр претерпел ряд метаморфоз и охватывает не только ссылки, он по-прежнему актуален.
  2. Недобросовестные конкуренты пытаются ухудшить позиции вашего сайта, прогоняя его по каталогам, в надежде опять же загнать его под фильтр.
  3. В ссылочном профиле обнаружились “нехорошие” бэклинки. Речь об обратных ссылках с сайтов adult тематики, онлайн-казино, в общем, всё, что можно отнести к 18+, а также с бесконечно блокируемых кинотеатров и торрентов.
  4. Большое количество мёртвых ссылок отдающих 404 ответ сервера.
  5. На сайт ведёт много ссылок с других доменных и языковых зон, ресурсов на чуждом для вашей аудитории языке.

Пингвин от Google

Раз уж зашла речь про пингвин, вот несколько причин, которые могут стать своеобразным триггером для данного фильтра:

  • Самое очевидное – ссылочный взрыв. Неестественно быстрый прирост, очевидно, является подозрительным. Надеюсь, все об этом знают, но всё же...
  • Из первого пункта вытекает буст ссылок на сайт, несопоставимый с возрастом домена. Грубо говоря, слегка растянутый по времени ссылочный взрыв, о котором идёт речь выше.
  • Заспамленные анкоры. Спарсили фразы и покупаете ссылки только на запросы “аренда авто СПб водитель” - не надо так делать.
  • Плохие доноры. Низкокачественные площадки, созданные исключительно для продажи ссылок, присутствующие в биржах и переполненные исходящими ссылками. Короче говоря - линкопомойки.
  • “Странные” ссылки. Анкор состоит из одного символа, либо очень маленькой картинки, чёрный текст на чёрном фоне и прочие попытки скрыть содержимое от пользователя.

Рекомендации Google по обмену ссылками можно изучить тут.

Прежде чем принимать радикальные меры

В первую очередь подумайте – действительно ли вам вредят данные ссылки или же дело в чём-то ещё? И даже если ответ да, то оцените количество ссылок и попробуйте удалить их вручную, написав владельцам площадок, либо удалить их через интерфейс биржи, если вы закупали их там.

Disavow tool – крайняя мера, к которой стоит прибегать, исчерпав другие способы. Главное, что от вас требуется - внимательность и холодный разум. Особенно если вы проводите манипуляции с большим количеством доменов.

Важно! Настоятельно советуем внимательно прочитать официальную справку.

Работа с google disavow tool

Google большие молодцы - они предоставили вебмастерам и владельцам сайтов возможность удалять нежелательные внешние ссылки на свой ресурс, причём делать это не в ручном режиме, а пакетно, убирая ни много ни мало, а до 100000 ссылок. На самом деле использовать инструмент предельно просто.

Но, как и любое другое средство массовых манипуляций с сайтом, disavow file в неумелых руках может нанести вашему ресурсу фатальный урон, поэтому нужно быть предельно внимательными.

Также небольшое уточнение: ключевой момент во всей этой процедуре, это умение отличить хорошее от плохого и сегментировать действительно вредные ссылки от полезных и нейтральных по своей сути. Чтобы не растягивать статью до бесконечности мы предположим, что вы знаете, как это сделать, поскольку методология проверки донора заслуживает отдельного материала.

Есть собственно два пути: удаление конкретной ссылки, либо всех ссылок с определённого домена.

Далее, если всё понятно, то нам нужен список внешних ссылок на сайт. Его можно выгрузить из Google Search Console. Для этого переходим в ссылки → сайты ссылающиеся чаще всего → экспортировать.

В полученном списке удаляем хороших доноров, оставив лишь тех, кого хотим скрыть. Также решаем, будет отклоняться непосредственный url или весь домен.

Естественно, что для получения перечня бэклинков также можно использовать сторонние инструменты, например, Ahrefs.

Далее этот список нужно сохранить в блокноте, соблюдая незамысловатое правило: один домен - одна строка. Пример:

#Отклонить две определённые страницы:
http://ваш-домен.com/stuff/comments.html
http://ваш-домен.com/stuff/paid-links.html
#Отклонить все ссылки с домена
domain:ваш-домен.ru

Обратите внимание - при отклонении всего домена используем оператор domain:

Затем вам нужно перейти в инструмент отклонения ссылок, ещё раз прочитать предупреждение и подумать всё ли сделано правильно. После этого вам остаётся выбрать ресурс для которого будем загружать список и загрузить подготовленный ранее файл в формате .txt.

Вот собственно и всё. Было почти не страшно.)

Напоминаем: размер файла google disavow links tool не должен превышать 100000 строк, включая пустые строки и комментарии. Чтобы добавить в файл комментарии, нужно лишь добавить вначале строки #. Если ситуация была тяжёлая и сайт попал-таки под пингвин, то не стоит ждать мгновенного эффекта, как правило на восстановление уйдёт минимум пара месяцев.

Полезные лайфхаки для составления disavow-файла

Как быстро извлечь домены из url

Если принято решение об отклонении внешних ссылок со всего домена, то быстро извлечь их из url можно следующим образом. Ранее выгруженный из Google Search Console или другого сервиса список открываем в excel. 

Далее используем формулу:

=ПОДСТАВИТЬ(

    ПСТР(

        A1; 

        ЕСЛИОШИБКА(НАЙТИ("//";A1)+2;1); 

        ЕСЛИОШИБКА(НАЙТИ("/";A1;ЕСЛИОШИБКА(НАЙТИ("//";A1)+2;1))-ЕСЛИОШИБКА(НАЙТИ("//";A1)+2;1);ДЛСТР(A1)));

  "www.";"")

В случае англоязычной версии формула следующая:

=SUBSTITUTE(MID(A1,

IFERROR(FIND("//",A1)+2,1),

IFERROR(FIND("/",A1,IFERROR(FIND("//",A1)+2,1))-IFERROR(FIND("//",A1)+2,1),LEN(A1))),

"www.","")

Не выходя из excel, добавляем оператор domain: при помощи функции сцепить. На примере ниже в колонке G нужный нам результат, который и добавляем в disavow-файл.

Если список ссылок собирался из разных источников, то стоит проверить его не наличие дубликатов. Для этого идём в условное форматирование → повторяющиеся значения. Удаляем лишнее. Либо во вкладке данные опция удалить дубликаты.

Ищем мёртвые ссылки на сайт с помощью Screaming Frog

Полученный нами список ссылок зачастую вообще содержит url с площадок, которые давно прекратили своё существование и отдают 404 ответ. Особенно это характерно для старых сайтов, с мощным и разношёрстным ссылочным профилем. Такие бэклинки не несут никакой пользы, и их можно отклонить. Заниматься этим целенаправленно не имеет смысла, но уж раз мы взялись наводить порядок в профиле, то почему бы и нет?

Самый простой и быстрый способ выловить усопших - это загрузить наши ссылки в Screaming Frog, а затем отфильтровать отчёт по ответу сервера и добавить в disavow file всё, что не подаёт признаков жизни.

Если вы выгрузили бэклинки из Google Search Console, то изначально вам нужно добавить к доменам https://. Делаем это не выходя из эксель, с помощью функции сцепить.

Затем копируем получившийся список, запускаем Screaming Frog и во вкладке mode (режим) переключаемся на list. Далее жмём кнопку upload и выбираем Enter manually. Вставляем наш список сайтов и запускаем проверку и фильтруем результаты в колонке status code.

Напоследок

Отклонение ссылок на сайт не самая распространённая практика для SEO-специалиста и потому она требует повышенной внимательности и понимания последствий. Зачастую, как ни печально, к таким мерам приходится прибегать после недобросовестных или просто безграмотных продвиженцев, исправляя уже сделанные ошибки.

В линк-менеджменте (да, в принципе, и в любом другом процессе) намного проще делать всё изначально правильно, чем впоследствии пытаться потушить пожар. Всем успехов в продвижении – и не ленитесь читать справки!