С 1 сентября в России вступает в силу Закон о единой системе учета интернет-рекламы
С 1 сентября 2022 года вступает в силу Федеральный закон от 02.07.2021 N 347-ФЗ (ред. от 14.07.2022) "О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе" по которому любая реклама, распространяемая в сети интернет на территории Российской Федерации, должна иметь маркировку, данные о которой должны передаваться в ЕРИР (Единый Реестр Интернет-Рекламы), которая будет курироваться Роскомнадзором и данные о которой будут храниться в их системе в течение 5 лет.
Для чего ввелся этот закон?
- Чтобы выявить всю цепочку распространителей рекламных материалов.
- Чтобы рынок интернет-рекламы стал более прозрачным и понятным.
- Чтобы было легче найти нарушителей и сократить количество нелегальной рекламы
- Чтобы вывести из «тени» тех рекламораспространителей, которые за свою работу получают наличные средства и никак их не учитывают в налоговой системе.
Что такое маркировка рекламы и как ее делать?
Маркировкой рекламных данных и передачей ее в ЕРИР будет заниматься сертифицированный Оператор Рекламных Данных (ОРД), которых будет ограниченное количество – на данный момент подали заявки: Яндекс, ВК, Beeline, МТС, OZON, AmberData, Сбер.
Соответственно, вся интернет-реклама будет размечена, а именно:
- Будет указан конечный заказчик
- Все креативы будут размечены токенами (специальными идентификационными номерами), с помощью которых их потом можно будет отследить – формировать токены будут непосредственно ОРД
- На креативах будет пометка о рекламе
После того, как реклама будет промаркирована, ее можно будет показывать в сети. По прошествии месяца, как реклама открутилась, вам нужно будет в рекламную систему, с которой вы работаете, загрузить Договора и Акты выполненных работ, которые затем отправятся в ЕРИР.
Давайте подробнее остановимся на действиях, которые вам будет необходимо совершить, исходя из условий нового закона. Рассмотрим это все на примере Яндекса, т.к. на текущий момент они единственные, у которых готова понятная схема работы (даты фиксированные для любой системы, т.к. они уже регламентированы РКН):
- С 1 сентября вся реклама должна быть промаркирована, т.е. должны быть ясны конечные заказчики или вся цепочка заказчиков и исполнителей, всем рекламным креативам присвоены токены и везде стояла пометка о рекламе. Яндекс, как сертифицированный ОРД, размечает креативы токенами и делает пометки о рекламе автоматически, а информацию по конечным заказчикам вы должны предоставить ему самостоятельно, загрузив ее в специально созданный для этого раздел.
Если вы являетесь конечным рекламодателем (т.е. платите Яндексу за рекламу напрямую), вы заполняете минимальный набор данных (свой ИНН и Вид организации) в настройках пользователя в личном кабинете Яндекса, за более подробной информацией (в том случае, если вы являетесь юр.лицом или ИП) вы идете в полную форму и заполняете файл с данными, которые попросит у вас система, например: ОКВЭД и т.д.
Если вы работаете как посредник и у вас есть конечный заказчик, который платит вам за ведение РК деньги, то вы должны будете загрузить в систему еще и документы по конечному заказчику (Договора, юр.данные плательщика и т.д.), а каждый отчетный период подгружать акты о выполненных работах в Партнерский кабинет Яндекса, чтобы информацию о всей цепочке взаимодействия, он передал в ЕРИР. - С 1 по 30 октября (а затем в каждый последующий месяц, следующий за отчетным) вы должны предоставить в качестве отчета информацию об актах выполненных работ, информацию по всей цепочке исполнителей и о главном заказчике, а также рекламные креативы и всю статистику по рекламе, включая площадки, на которых она показывалась.
Если вы работаете с рекламной площадкой, которая собирает эту статистику, например, Яндекс, он эту информацию предоставит за вас автоматически.
Напоминаем: если вы являетесь конечным рекламодателем, в отчетный период ничего дополнительно вам загружать не потребуется, все документы о вашем взаимодействии – Договор, акты и статистику по РК Яндекс отправит в ЕРИР автоматически.
- Штрафовать официально начнут с 1 марта 2023 года, но в какой форме – пока неясно, то ли за нарушения после 1 марта 2023 года, то ли за нарушения с 1 сентября 2022. Поэтому рекомендуем приводить свои рекламные активности в порядок с самого начала.
Штрафы для физ.лиц от 2 000 до 2 500 т.р.
Штрафы для юр.лиц от 100 000 до 500 000 т.р.
Какие данные ОРД передает в ЕРИР:
- Акты и Договора о рекламе
- Все рекламные креативы за отчетный период
- Данные об участниках рекламной цепочки
- Данные о статистике, суммах рекламы и площадках, на которых она показывалась
После подачи информации в ЕРИР, ей смогут пользоваться ФАС, ФНС и Роскомнадзор (а значит, если вы занимались ноготочками без статуса «самозанятый» и давали на это рекламу, теперь так делать будет нельзя), а также все участники цепочки своей же рекламной активности (информацию по конкурентам оттуда узнать будет нельзя).
Т.к. Договора тоже будут под присмотром в Роскомнадзоре, рекомендуем пересмотреть их и дополнить новыми пунктами касательно ваших рекламных взаимодействий с подрядчиком, о том, что отчетность у вас теперь будет раз в месяц (если до этого подразумевалось что-то другое), что клиент согласен на передачу своих данных третьим лицам, а именно: ОРД, а ими в ЕРИР.
Также нужно предусмотреть с бухгалтерией возможность оплаты со счета компании за рекламу сайта, который принадлежит другому юр.лицу. Иногда так бывает, что сайт принадлежит ООО, а платит за рекламу ИП, потому что так, например, было удобнее, теперь с такой схемой могут возникнуть вопросы и это все нужно либо привести к единообразию, либо проговорить с бухгалтерией как это потом может отразиться на расчете налогов.
Как быть в случае, если сайт принадлежит физ.лицу, а платит за его рекламу юр.лицо, никак с физ.лицом не связанное – Роскомнадзором не регламентировано, но мы не сомневаемся, дойдет скоро и до этого учёта.
Как быть с рекламой физическим лицам?
По физическим лицам есть несколько нюансов:
- Если вы самозанятый и рекламируете свои товары или услуги, то никаких проблем возникнуть не должно, по крайней мере у Яндекса сейчас есть возможность указать работу как физ.лицо с указанием только ИНН.
Если статуса «самозанятый» до этого у вас не было, увы, теперь придется его завести. - Если вы фрилансер, который просто настраивает РК рекламодателю, но не пропускает через свои расчетные счета его деньги (т.е. рекламодатель платит напрямую площадке), то вы вне контура закона и заниматься лично вам маркировкой и документами не нужно. Если об этом вы отдельно не договариваетесь с рекламодателем.
Кто НЕ попадает под новый закон о маркировке рекламы?
- Реклама, которая действует не на территории РФ, например, у вас есть юр.лицо в России, но рекламируете свой товар или услугу вы на Узбекистан, в этом случае маркировать рекламу вам не нужно – т.к. под закон попадает интернет-реклама, действующая ТОЛЬКО на территории РФ
- Социальная реклама, направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, a также обеспечение интересов государства.
- Информационная реклама, направленная на информирование неопределенного круга лиц о той или иной инициативе, не несущей за собой финансовой выгоды рекламораспространителю.
- E-mail рассылка по своей клиентской базе с рекламой своего продукта
С нашими мыслями на тему применения закона о маркировке рекламы в SEO можно ознакомиться здесь.