Почему агентство выгоднее фрилансера
Но поскольку вопрос: “А зачем платить N-денег, когда на любой бирже можно нанять человека за X-денег” не перестаёт витать в воздухе уже много лет, мы решили разложить всё по полочкам, чтобы владельцы бизнеса, сторонние от индустрии IT, зная нюансы, могли правильно оценивать свои выгоды и риски.
Плюсы и минусы найма фрилансера
Гипотетическая экономия
Начнём с основного плюса таких сотрудников - конкурентоспособная стоимость услуг. Да, вы действительно найдете исполнителя на бирже под абсолютно любой бюджет. И мы нисколько не утрируем когда рассказываем клиентам, что есть разработчики, которые делают сайты за 500 рублей.
SEO-специалисты, дизайнеры, программисты и верстальщики - рынок фриланс услуг перенасыщен начинающими тружениками IT сферы, они активно демпингуют, вовлекая в это, в том числе и более опытных digital специалистов.
Естественно, они также экономят на налогах, аренде, лицензионном ПО, что в итоге позволяет им делать конечную цену ниже.
Поэтому да, бизнес, который стремится сэкономить зачастую на всём, нанимая фрилансера действительно может сберечь разово немало денег.
Другое дело, что в попытке сохранить средства - необходимо правильно взвесить все “за и против” и оценить риски.
Здесь хотелось бы вставить небольшую ремарку.
А выгодно ли это на долгой дистанции?
Не всегда экономия в текущем моменте равно экономия на самом деле. В большом промежутке времени всё часто происходит совсем наоборот.
Например. Наша компания занимается SEO-оптимизацией сайтов на уровне, который на западе уже давно определяют, как boutique-seo (бутиковое seo, ручная работа, почти искусство вне рамок стандартной методологии seo-продвижения). Что, конечно, дольше, сложнее и, как следствие, дороже в сравнении с услугами даже прокачанного сеошника с биржи фриланса.
Но (!) в итоге, сайты наших клиентов не только уверенно продвигаются в ТОП, а остаются там годами. Такой подход гарантирует впоследствии сайтам большую стабильность на фоне любых апдейтов, пертурбаций алгоритмов, внезапных появлений новых фильтров и т. п.
Это не бравада или пустые слова, действительно среди наших клиентов были те, кто расставался с нами по разным причинам, порой на годы. Но даже спустя значительный отрезок времени (без какой-либо сторонней seo-поддержки) наши сайты уверенно находились в ТОП выдачи поисковых систем.
Получается, что основательно вложившись в закладку правильного фундамента будущего проекта, бизнес сэкономил себе немало времени и средств на долгой дистанции. То есть мы бы сформулировали это так:
Выбор между фрилансером и агентством - это не выбор между экономить или нет. Это выбор сэкономить один раз сейчас или сберечь средства на длинном отрезке пути.
Быстрый старт
Также к плюсам можно, пожалуй, отнести относительную простоту начала работы с фрилансером. Вы заходите в биржу, кого-то выбираете и всё. Можно поставить максимально туманную задачу “Сделать SEO моему сайту”, и ваше задание возьмут в работу.
Сотрудничать так с нами, конечно, не получится. Мы будем долго и мучительно вас расспрашивать о сути бизнеса, задавать вопросы, которые, как вам покажется, вообще не относятся к делу. Приедем к вам на производство или в офис, чтобы вникнуть в самую суть и возможно не раз. Ну а если маркетолог захочет увидеть ваш сверлильный станок, то придётся его продемонстрировать. Значит так нужно.
Итак, при ближайшем рассмотрении плюсов фриланса, однозначно стоит выделить два основных:
- Сравнительно низкая цена;
- Относительно быстрое начало работы.
Риски при работе с биржей
- Нестабильность.
- Мошенничество.
- Фатальные ошибки по незнанию.
- Поверхностная компетенция.
Одна из основных проблем при сотрудничестве с фрилансерами - это их необязательность. Истории в стиле “деньги заплатил и тишина” найти нетрудно, их множество. И речь даже далеко не о мошенничестве, скорее всего, вам что-то как-то в итоге сделают. Загвоздка в том, что работа в свободном графике, плюс вероятная разница в часовых поясах, отсутствие стороннего контроля - всё это на многих людей действует определённым образом.
Даже в ряде вакансий сейчас можно встретить строчку “без опыта работы на фрилансе”. Поскольку это не только способ зарабатывать, но определённый стиль жизни, который не всегда приемлем при сотрудничестве с серьёзным бизнесом, где счёт идёт на часы и на кону могут быть огромные деньги.
Здесь всё же придётся затронуть не самую приятную тему – обман клиента.
Дело в том, что у агентства есть репутация наработанная годами, офис, реквизиты, профили организации в реестрах предпринимателей и так далее. Самое ценное что у нас есть - репутация. Дороже этого ни у одного агентства ничего нет. И рисковать своей репутацией сегодня ни одна серьёзная студия не будет. Мы живём в эпоху, когда единственный отзыв может оказать критическое влияние даже на весьма устойчивый бизнес.
Да, создатели бирж фриланса знают о существования проблемы, есть система верификации аккаунтов, карма, безопасные сделки (кстати, почти никто по ним не соглашается работать), но всё это не даёт гарантии, поскольку любой аккаунт сейчас банально можно купить.
А учитывая, что цена вопроса совсем невелика, менять аккаунты можно хоть каждую неделю.
И вот человек, который ещё вчера смотрел ролики в YouTube, садится собирать вам семантическое ядро, пишет контент-план и придумывает структуру сайта. А вы при этом уверены, что с вами сотрудничает ветеран биржи. Есть в этом что-то от игры в русскую рулетку, не так ли?
Нельзя забывать, что вы можете не просто не получить ожидаемые результаты. Некоторые ошибки могут быть фатальны и стоить вам сайта. Да, мы сейчас про фильтры, которые никто не отменял. Это тот случай, когда зачастую лучше не делать никак, чем делать плохо.
Сама специфика такой самозанятости так устроена, что трудно полноценно обеспечивать себя материально, получая заказы по одному виду услуг. Поэтому поневоле фрилансеры становятся многостаночниками, и очень редко люди действительно имеют глубокие компетенции во всех озвученных областях. Ведь, как правило, ты либо специалист в чём-то одном, либо посредственный во всём. И нет ничего страшного, когда SEO-специалист занимается параллельно SMM, но когда он ещё и переводчик и разработчик, а за отдельную плату верстает лендинги и придумывает фирменный стиль, то это уже наводит на размышления.
Почему агентство всё же выгоднее?
А вот теперь нам хотелось бы рассказать, почему digital-студии, в большинстве своём, всегда будут впереди фрилансеров. Ведь, казалось бы, у нас работают те же самые люди, а некоторые из них даже (о ужас) пришли с фриланса. Нет секретного учебника и уж тем более волшебной кнопки. Но есть целый ряд факторов, который позволяет агентству работать качественнее, продуктивнее и стабильнее, чем частному специалисту.
Платные инструменты, сервисы и софт
Итак, одно из первых и наиболее очевидных преимуществ - платные инструменты. Не секрет, что современный интернет-маркетинг — это целая наука, со своими исследованиями, экспериментами и инструментарием. Так вот, чтобы работать качественно и оперативно - необходимо обладать огромным пулом программ и приложений, большая часть из которых платные. Даже если обойтись самым элементарным набором, то всё равно трудно представить, чтобы один специалист мог рентабельно работать, не уходя в минус. Это как инструменты маркетинга и seo, так и софт дизайнеров, программистов, верстальщиков.
Вот лишь базовый список инструментов, сервисов и программ, которые должны быть в наличии любого уважающего себя агентства:
- Pixeltools;
- Megaindex;
- Checktrust;
- keys.so;
- Rush analytics;
- Screaming Frog, Netpeak Spider и аналоги;
- Key Collector;
- Invision и аналоги;
- Avocode и аналоги;
- Облачные хранилища;
- Плюс бесконечное количество небольших, но незаменимых сервисов проверки текста, доменов, обратных ссылок;
- Оплата proxy и внутрикорпоративный VPN.
Повторим - это лишь верхушка айсберга. Даже среднее агентство тратит на инструментарий сотни тысяч ежегодно.
Фрилансеру это либо не по карману, либо банально невыгодно, поскольку оплаченный инструмент должен быть загружен работой. А каждый месяц продлевать подписку за несколько тысяч рублей не зная, будет ли запрос на этот инструмент вообще - просто неразумно.
Возможность привлечения специалистов
Как мы уже писали выше, многие фрилансеры вынуждены становиться многостаночниками и от этого страдает качество работы. Невозможно сделать в одиночку стабильный, правильно спроектированный, готовый к продвижению и масштабированию сайт. Где-то обязательно останется слабина, которая в решающий момент вылезет наружу.
Да, часть фрилансеров также делегирует работы узким специалистам, но это никак не сравнится со сплочённой командой, члены которой находятся друг от друга на расстоянии вытянутой руки. А современная команда для разработки и продвижения сайта это как минимум:
- Project manager
- Frontend специалист
- Backend специалист
- SEO-специалист
- Дизайнер
- Контент-менеджер
- Копирайтер
- Специалист по контексту
- Линкбилдер
- Специалист по крауд-маркетингу
И все эти люди реально взаимодействуют между собой, при продвижении или разработке сайта.
Долгосрочное сотрудничество
Ещё один немаловажный момент: разработка, а уж тем более seo-продвижение сайта - это довольно долгая история. Очень важно выстроить длительные и взаимовыгодные отношения клиента и исполнителя. В то время, как работа на бирже, как ни крути, всё же больше напоминает конвейер из заказов.
Мы максимально настроены давать результат и работать на постоянной основе. Многие наши клиенты с нами долгие годы. В то же время фрилансер, который не рассчитал свои силы или что-то пошло не так, просто меняет аккаунт и ищет нового клиента.
Гарантии
Возможно у некоторых читателей крутится на уме фраза: "гарантии результата". Действительно многие студии используют такую маркетинговую уловку, дают гарантии продвижения и даже преподносят это, как своё конкурентное преимущество. Таким образом, они играют на психологии бизнеса, который всегда стремится максимально себя обезопасить от форс-мажоров и планировать всё на долгую дистанцию. Желание клиента знать какого числа он будет и на каких позициях понять несложно, а вот как реально разбирающаяся в seo оптимизации студия может давать такие обещания клиентам - для нас загадка. В большинстве случаев, подобные гарантии лишь игра слов и набор туманных формулировок. Кроме того, не забывайте, что гарантии на красивом лэндинге или в объявлении - это ещё не гарантии в договоре.
Любой, кто работает в SEO относительно долго, знает - гарантии практически невозможны по причине участия в процессе более, чем двух сторон. Мы можем гарантировать свой пласт работ, выполненый качественно за определённый срок, клиент - свой. Но никто не может гарантировать отсутствие радикальных перемен с третьей или четвёртой стороны. Возможно, что в пределах установленного месяца, проснувшись утром сеошник увидит новость в одном из чатов: google core was updated, и с этого момента многое изменится. Или банально конкурент в разы увеличит бюджеты и придётся экстренно пересматривать нашу стратегию, чтобы удержать позиции. Поэтому давать чёткие гарантии с датами и позициями в топ - очень опрометчивая практика для агентства. Верить этим гарантиям - слишком беспечно для клиента.
Мы со своей стороны всегда гарантируем экспертность и индивидуальный подход к каждому бизнесу. Планомерную работу вне рамкок одного алгоритма, но с учётом бесконечного числа нюансов.
Большая компетентность
В мире всё течёт и всё изменяется, а в IT эти процессы умножены на два. Очень сложно следить за нововведениями и оставаться полностью погружённым в индустрию, ведь когда-то и работать нужно успевать. К сожалению, мы очень часто наблюдаем, как люди долгое время работавшие сами по себе, остановились в развитии и оперируют понятиями десятилетней давности.
В этом плане всё же агентство тесно интегрировано в индустрию и имеет актуальные компетенции, ведь для нас это буквально вопрос выживания в условиях конкуренции.
Кроме того, мы постоянно находимся в своеобразном информационном поле, так или иначе общаемся с коллегами из смежных сфер, ходим на конференции, обмениваемся опытом. Законсервироваться и перестать развиваться студии гораздо сложнее. Однако, и такое случается.
Минусы крупных агентств
В противовес фрилансу можно сразу выбрать другую крайность - крупное и раскрученное агентство. Но и здесь не всё гладко. Проводя параллель с производством, крупное агентство - это конвейер. Ни о каком погружении в нишу и индивидуальном подходе там уже не может быть и речи. Это просто физически невозможно, поэтому всё загоняется в алгоритм, шаблон, чек-лист. А в сегодняшних реалиях, когда алгоритмы поисковых систем всё больше усложняются - работать под копирку просто бессмысленно.
Плюс ко всему, количество заказов не всегда сопоставимо со штатом сотрудников, и порой это выходит за рамки разумного. К примеру, в нашей компании недавно проходило собеседование на позицию SEO-специалиста и соискатель рассказал, что на прошлом месте работы одномоментно вёл… 80 (!) проектов. Это на минуточку чисто математически 2 часа на один проект. В месяц. Стоит ли объяснять, что за это время реально сделать чуть больше, чем ничего? Наши стандарты предусматривают в десятки раз больше времени на проект ежемесячно.
Поэтому не стоит вслепую верить раскрученному имени, тысячам кейсов и сотням сотрудников в штате. Не торопитесь и принимайте взвешенные решения.