chain doc dot ok back item-arrow angle-left angle-right vk instagram linkedin facebook play-button mail-ic winged-letter nda
Все статьи Бизнес-wiki

Критерии проверки сайта на seo-пригодность перед передачей заказчику

Василий Русаков
Задать вопрос

При разработке сайтов для наших клиентов мы создаём максимально seo-пригодные ресурсы вне зависимости от того, будет ли продвигать этот ресурс наше агентство или нет. Как и в любом производстве, в разработке также есть своего рода ОТК, как на промежуточных этапах, так и перед сдачей готового сайта заказчику.

Сегодня мы рассказываем о том, по каким SEO-критериям проверяются сайты, разработанные нашей студией, хотя безусловно, в каждом отдельно взятом случае подход будет слегка отличаться.

Перенаправления

Поскольку есть много вариантов набора адреса сайта в поиске, необходимо дать понять поисковым системам, что это не дубликаты , а один и тот же ресурс. Для этого настраиваются редиректы.

  1. С http на https;
  2. Для новых и ранее проиндексированных без www сайтов настраивается редирект с www на без www;
  3. Аналогично делаем редирект для страниц с наличием и отсутствием / в адресе;
  4. Настраиваем перенаправление для страниц с .html на без .html (также относится и к новым и к уже проиндексированным сайтам);

Наличие правильно заполненных метаданных

Базовые метаданные должны быть заполнены, быть качественными и уникальными по всему сайту. Либо нами обеспечена возможность их заполнения из панели администратора на стороне клиента.

В административной панели сайта обязательно есть возможность прописать каждой странице:

  • Title (не повторяет h1);
  • H1 (не более одного на странице);
  • Description (уникален для каждой страницы);
  • Заголовки h1-h6 имеют правильную иерархию.

Делается аудит с помощью парсеров Screaming Frog, Comparser или аналогов. Результаты экспортируются и прорабатываются, либо передаются в работу на стороне клиента.

Отлавливаем ошибки и мелкие недочёты. Например, на картинке ниже у ряда страниц не заполнен description.

Аналогично базовую оптимизацию и наличие битых ссылок можно проверить в Comparser:

Оптимизация изображений

На сайте присутствует возможность оптимизировать изображения независимо от места их публикации. Картинки карточек товара, обложки категорий или иллюстрации статей - весь графический контент на сайте может быть оптимизирован посредством заполненного атрибута alt, title (не путать с title страницы).

Все загружаемые на сервер изображения имеют осмысленное название, написанное строго латиницей. В зависимости от особенностей проекта на сайте реализована технология конвертации в webp.

В любом случае используемый графический контент не должен иметь размеры выходящие за рамки необходимых:

Сюда же добавим обязательное наличие кастомной фавиконки вместо стандартной иконки CMS. Очень странно, когда видишь на вполне себе серьёзном сайте установленный по-умолчанию фавикон Wordpress.

Хуже для репутации может быть только копирайт от Wix в футере, но мы не трогаем эту бяку и вам не советуем.

Url, чпу и редактирование alias

Есть возможность прописать вручную осмысленный alias странице для нужд seo. В иных случаях ЧПУ формируется автоматически из названия документа.

Также на сайте есть продуманная вложенность категорий и подкатегорий с соответствующим формированием url.

Возможность правильно работать с текстом

На стороне админки имеется возможность семантически правильно форматировать текст, используя соответствующую разметку html. Параграфам, подзаголовкам, ссылкам, блокам цитат и прочим элементам форматирования уже прописаны соответствующие дизайну стили, которые вынесены в отдельный файл css, для облегчения обработки документа браузером.

Отсутствие ошибок 404 и 500

На сайте отсутствуют страницы с ошибками. Проще всего проверить в панелях для вебмастеров. Большое количество таких документов говорит ПС о низком качестве и заброшенности сайта. Перед непосредственно релизом, можно проверить сайт парсером XENU.

Но при этом должна быть непосредственно сама страница ошибки 404 с соответствующим дизайном и навигацией на главную страницу ресурса.

Robots txt и карта сайта

На сайте есть правильно настроенный файл robots.txt и он доступен для индексации (если не предусмотрено иное на стороне клиента). Страницы входа и прочие служебные страницы должны быть закрыты. При этом файлы js и css доступны.

Стоит понимать, что закрытие страницы в robots.txt только даёт сигнал, что робот не должен сканировать данный контент, а не запрещает его появление в индексе. Поэтому это не отменяет необходимость закрытия этих страниц в noindex.

Sitemap помогает индексировать ресурс (но вовсе не гарантирует индексацию). Она должна быть сформирована в формате xml и добавлена в панелях для вебмастеров.

Распределение внутреннего ссылочного веса

В зависимости от специфики проекта, на нём должны быть реализованы элементы для внутренней перелинковки. Сквозные ссылки меню хэдера, футера или сайдбара. Блоки "с этим смотрят", "сопутствующие услуги" и т.п.

Сюда же отнесём наличие навигационной перелинковки т.н. breadcrumbs (следим, чтобы последняя "крошка" не была ссылкой).

Внешние ссылки при этом должны иметь атрибуты rel="nofollow"; и target="_blank". Обязательно проверить этот момент в том числе в блоке социальных сетей и партнёров компании.

Также важно, чтобы количество внутренних ссылок в мобильной версии сайта оставалось тем же, что и на десктопе. Гугл оценивает этот параметр, ориентируясь именно на мобильную версию.

Соответствие базовым стандартам веб-разработки и seo-продвижения

  • Сайт находится на современном платном хостинге или vds (если иное не предусмотрено на стороне клиента).
  • Сайт полностью адаптивен и корректно отображается на всех устройствах и разрешениях мониторов. 
  • Есть ssl-сертификат.
  • Отсутствие большого числа недочётов и фатальных ошибок в валидаторе w3c. Фактор хоть и не имеет прямого сильного влияния на SEO, но и полностью игнорировать его не стоит.
  • Понятная с точки зрения навигации и семантически правильная структура сайта. Отсутствие страниц с которых нет выхода и на которые нет возможности вернуться из меню в несколько кликов.
  • Соответствие YMYL и EAT факторам при необходимости, а также наличие служебных страниц (контакты, доставка, о нас)

Если сайт уже добавлен в панели вебмастеров, то проверку на мобилопригодность можно провести там. Устраняем ошибки при наличии таковых.

Видимость важных для SEO элементов без javascript

Жизненно важный с точки зрения SEO критерий, который игнорируют многие студии разработки. Важнейшие для поисковиков элементы должны быть "видны" для краулеров поисковых систем. На данный момент преимущественно Яндекс испытывает трудности с индексацией всего, что реализовано с помощью js. На примере ниже ни о каком качественном распределении внутреннего веса не может быть и речи.

Сразу видим, что при выключенном jave script полностью исчезает не только меню, а вообще практически всё на странице.

В первую очередь обращаем внимание:

  • Формы для покупок/заявок;
  • Меню;
  • Карты;
  • Контакты, телефоны, email, кнопки.

Наличие на сайте счётчиков аналитики и добавление в панели вебмастеров

Для оценки продуктивности ресурса на нём должен быть установлен счётчик Яндекс Метрика, либо Google Analytics.

Для отслеживания базовых ошибок в оптимизации и проблем работоспособности сайта он также должен быть добавлен в панели Яндекс Вебмастер и Google Search Console. На момент передачи клиенту там не должно быть ошибок и замечаний.

Показатели GPSI

Один из важнейших критериев для продвижения в Google, над которым берётся работать далеко не каждая студия. Мы стремимся по всем проектам достигать максимально возможных показателей скорости загрузки. В процессе разработки мы используем весь доступный стек технологий, чтобы на выходе получались быстрые сайты.

Базовое присутствие в соцсетях и наличие профилей организаций на картах

В идеале уже в самом начале продвижения сайта нужно иметь базово-заполненные соцсети и профили организации в Яндекс Бизнес и Google Мой Бизнес со ссылкой на сайт.

Как минимум на сайте не должно быть "пустых ссылок" на соцсети, которые ещё не существуют.

В то же время, если соцсети не планируется вести и, то стоит оценить необходимость их присутствия на сайте. В том смысле, что на сайте серьёзной кампании группа ВКонтакте с одним подписчиком и постом трёхлетней давности скорее сыграет на репутацию в отрицательном смысле. Всё же соцсети лучше наполнить и вдохнуть в них жизнь.

Sharability сайта (наличие кнопок поделиться). Здесь нужно оценивать специфику ресурса, не везде это уместно.

Качество и уникальность контента

Как правило, данные критерии проверяются ещё до размещения на сайте, но ввиду того, что наполнением могут заниматься разные, практически не связанные между собой команды, обязательно нужно проверить всё содержимое сайта на уникальность как относительно внешних сайтов, так и относительно друг-друга. Средняя уникальность должна быть от 85% и выше. Но при этом стоит учитывать специфику текста и ресурса в целом. Если уникальность в разумных пределах снижена по причине большого количества цитат из авторитетных источников - это допустимо. Если текст проседает по уникальности из-за большого числа формул, таблиц, расчётов, то стоит принять решение о реализации таких фрагментов посредством графики.

Реализация коммерческих факторов

В зависимости от особенностей проекта должна быть раскрыта тема коммерческих факторов. Цены, прайс-листы, формы оплаты, страницы реквизитов и иконки платёжных систем. Процесс покупки прост, понятен, имеет минимальное количество этапов и корректно завершается транзакцией.

Косвенно связанные с SEO факторы

Помимо прочего, есть ряд недочётов, которые пусть и не влияют напрямую на продвижение сайта в поиске, но могут косвенно ухудшать поведенческие факторы, репутацию и имидж компании, а соответственно, препятствовать успешному продвижению. Отнесём сюда следующие моменты:

Неправильное воспроизведение медиа

Если на сайте уже добавлены медиафайлы, встраиваемое видео, галереи изображений, то необходимо протестировать правильность и скорость их воспроизведения.

"Рудименты" оставшиеся после разработки

На сайте нигде не должно остаться lorem ipsum и прочего рыбного текста, даже в самых укромных местах. 

В футере не должно быть копирайтов в духе "работает на такой-то CMS". Это также относится к изображениям с водяными знаками и копирайтами стоков и прочих сторонних сайтов.

Ошибки локализации

Если на сайте больше одного языка, то стоит проверить качество локализации, в особенности в укромных местах, вроде pop-up и в формах на сайте. Зачастую могут найтись фрагменты текста, который был упущен при переводе.

Защита сайта

Доступы по окончании разработки заменяются на новые. Страницы входа и прочие служебные страницы закрыты от индексации.

Если на сайте реализован функционал комментариев, то соответственно настроена защита от спама внешними ссылками и reCaptcha. Помимо передачи ссылочного веса, в долгой перспективе заспамленная в комментариях страница может улететь под фильтр.

Напоследок

Проводя вначале параллель с ОТК производственных предприятий, стоило уточнить важную деталь - мы не конвейер. Разработка и продвижение сайтов в нашей студии всегда кропотливый ручной труд, который охватывает множество нюансов и требует взаимодействия разных специалистов. Соответственно, данный чек-лист далеко не исчерпывающий, а лишь основа для индивидуальной работы с каждым отдельно взятым проектом.

Не стоит недооценивать SEO-потенциал заложенный в сайт в самом начале его создания. Возможно это замедлит разработку и сделает её немного дороже, но в дальнейшем сэкономит вам и вашим сеошникам огромное количество времени и средств. И нервов. Успехов!