Как переехать на другую CMS и не совершить SEO-самоубийство
Предыстория.
Чуть больше года у нас на продвижении был сайт производителя котлов и парогенераторов на жидком топливе. Пришёл к нам уже с готовым сайтом, в отличии от подавляющей массы наших клиентов, которые остаются у нас на продвижение после нашей же разработки.
Сайт был на Okay CMS, и о переезде на тот момент по разным причинам речь не шла. Мы не гордые и взялись за работу с тем, что было.
CMS специфическая, из плюсов разве что простота админки, которой контент-менеджерам легко овладеть. Спустя какое-то время мы во многом упёрлись в потолок возможностей этого движка, и смогли уговорить клиента на полный редизайн и переезд на Joomla. Параллельно на стороне SEO мы упростили каталог, избавились от страниц-зомби и привели в порядок UI/UX.
В процессе переезда, мы столкнулись с не самой тривиальной задачей по переосмыслению текущей структуры каталога, url и настройке редиректов о которой и хотим рассказать.
Сеошные аспекты переезда без потерь трафика
Конечно, чаще всего что-то подобное происходит, когда владелец бизнеса не имеет инхаус команды, и не работает с агентством. Он любит делать всё сам, лишь иногда прибегая к услугам фрилансера. Как правило это нечто подобное:
- Спонтанно переехали на более звучный домен.
- Переписали url страниц на свой вкус.
- Купили на сайт 20000 ссылок за 2000 рублей, прогнали по каталогам.
- Купили премиум-тему Wordpress, не понимая, что это полностью перекроит структуру сайта и вложенность категорий.
И так далее. Уверен, у многих в загашнике есть похожая история. В проф сообществах также регулярно кто-то из SEO-специалистов вскрикивает от боли увидев постфактум, что натворил клиент.
Итак, разбираем наш кейс.
Моменты, которые пришлось решить при переезде
Разный регистр в alias
Наполнение сайта товарами осуществлялось на стороне клиента. Okay CMS работает также, как и подавляющее большинство движков: если вы при создании страницы не заполнили alias вручную, она это сделает за вас, взяв данные из названия товара. С одной небольшой поправкой - она не приводит символы к нижнему регистру, а просто транслитерирует, как есть.
То есть, когда контент-менеджер добавлял товар и прописывал заголовок Котел водогрейный КВа-0,15 , мы получали адрес страницы Kotyol_vodogrejnyj_KVa-015.
Для ПС это совсем не то же самое, что kotyol_vodogrejnyj_kva-015. И чтобы не получить на всех товарных страницах 404 ошибку данный артефакт пришлось пока перенести на новый сайт.
Автоматически сгенерированные страницы фильтра в индексе
Также на сайте со сравнительно небольшой номенклатурой (~100 товаров, 15 категорий и блог на десяток статей) имеется почти 2500 проиндексированных страниц в Яндекс и 1100 в Google. Подавляющее большинство из них зомби-страницы без трафика сгенерированные фильтрами и попавшие в индекс. С одной стороны, нужно было навести порядок, но с другой переехать без потерь трафика. Поэтому нужно было отделить зёрна от плевел.
Порядок действий был следующий.
- Выгружаем структуру сайта из Site Analizer или аналога.
- Выгружаем из метрики все страницы на которые был трафик с поиска за год.
- Выгружаем аналогичные страницы из Google Search Console.
- Для страниц имеющих трафик создаём на новом сайте нормальные статические страницы с таким же адресом.
- Для всех страниц-зомби прописываем 301 редирект.
Чтобы получить посещаемые страницы в Яндекс идём в метрику отчёты → страницы входа → выбираем в готовых сегментах “переходы из поисковых систем” → задаём нужный период → скачиваем.
В Google Search Console идём в раздел эффективность → вкладка страницы → период год → экспортировать.
Затем мы объединяем эти списки в один рабочий документ, удаляем все страницы, которые имели за год менее 20 кликов.
В итоге, вместо 2500 тысяч мусорных страниц, мы оставляем ~200 имеющих трафик, и на их основе создаём на новом сайте тэгированные страницы. С остальных настраиваем перенаправления на релевантную страницу сайта, чтобы закрывать интент пользователя.
Дальше работали в Google Sheets. На первом листе у нас структура старого сайта, на втором статические страницы, которые необходимо создать. Функция match отмечает, где нужна тегированная страница, а где нет.
После выгрузки нового сайта добавили лист с новыми url чтобы быстро и наглядно увидеть всё ли на месте.
В итоге мы переехали сохранив только действительно нужные страницы, а стало быть и трафик на сайт. Кроме того, упрощение структуры (мы также сократили количество категорий) благотворно сказывается на поведенческих и индексации.
Страницы с малополезным контентом не только никому не нужны (на то они и малополезные), но и потенциально опасны - фильтр за МПК никто не отменял. Экономия краулингового бюджета в свою очередь положительный сигнал для поисковиков.
Другие способы совершить SEOcide
Если ваш сайт, трафик и заказы всё же не дают вам покоя, и вы видите единственный выход из ситуации в виде SEO-самоубийства, то вот несколько рабочих в 2023 году способов:
- Не делать в 21- веке мобильную версию. Звучит забавно, но до сих пор есть сайты заточенные только под десктоп.
- Побаловаться с “чёрным” SEO без глубокого знания алгоритмов поисковиков. Например, проставить ссылок белым по белому, закупить ссылок на один коммерческий анкор.
- Очень часто SEO-самоубийству предшествуют вполне безгрешные желания обновить дизайн сайта. Эти работы нужно начинать с запуска Screaming Frog, иначе жди беды.
- Переписывание “для красоты” url страниц.
- Удаление контента со страниц. Ранжирование всегда совокупность множества факторов и удаляя ненужные на ваш взгляд таблицы и тексты со страницы вы можете существенно ухудшить ваши позиции.
- Массовые манипуляции с метаданными сайта. Для большинства CMS есть популярные плагины, позволяющие пакетно править Title, description, h1 на сотнях и тысячах страниц одновременно. WOLF на Wordpress, Batch Editor на OpenCart - одно неловкое движение в этих расширениях может дорого обойтись работающему сайту.
- Сделать всю навигацию, меню, перелинковку нового сайта на JS. Часто этим грешат недорогие студии разработки, фрилансеры, работающие с пэйдж-билдерами.
Отрицательная оптимизация
Раз уж мы касаемся тематики “анти-SEO”, то стоит сказать, что это не обязательно результат незнания работающих с сайтом людей. Такое могут практиковать нечистоплотные исполнители, фрилансеры разобиженные на заказчика, конкурирующие компании, и тому подобное.
Представим ситуацию. С вашим сайтом некоторое время работает частный SEO-специалист. Вы им не довольны, и перестаёте сотрудничать. Спустя время трафик и позиции ухудшились и вы посчитав, что погорячились обращаетесь за услугами к этому же исполнителю.
На самом деле он вполне мог пробежаться по вашему сайту скриптом, заменив в url или тексте на страницах, скажем русскую “c” на английскую “c”. Или нашу букву “р” на заморскую “p”. Визуально и для вас и для читателя не будет никакой разницы, но для поисковика всё на сайте изменилось радикально. И это лишь один из хитроумных способов, широко известных в очень узких кругах.
Заключение
Вывод довольно прост - перед любыми манипуляциями, которые сопряжены с массовыми изменениями чего-либо на действующем проекте, отмерьте семь раз. Последствия могут быть необратимы, если у вас нет чёткого понимания того, что вы делаете и что за этим последует, то найдите того, кто имеет релевантный опыт.
Если вы всё ещё всерьёз думаете о том, что хотите совершить SEO-самоубийство, то обратитесь к нам на горячую линию. Мы постараемся вас отговорить.