chain doc dot ok back item-arrow angle-left angle-right vk instagram linkedin facebook play-button mail-ic winged-letter nda
Все статьи Бизнес-wiki

Как переехать на другую CMS и не совершить SEO-самоубийство

Василий Русаков
Задать вопрос

Предыстория. 

Чуть больше года у нас на продвижении был сайт производителя котлов и парогенераторов на жидком топливе. Пришёл к нам уже с готовым сайтом, в отличии от подавляющей массы наших клиентов, которые остаются у нас на продвижение после нашей же разработки.

Сайт был на Okay CMS, и о переезде на тот момент по разным причинам речь не шла. Мы не гордые и взялись за работу с тем, что было.

CMS специфическая, из плюсов разве что простота админки, которой контент-менеджерам легко овладеть. Спустя какое-то время мы во многом упёрлись в потолок возможностей этого движка, и смогли уговорить клиента на полный редизайн и переезд на Joomla. Параллельно на стороне SEO мы  упростили каталог, избавились от страниц-зомби и привели в порядок UI/UX. 

В процессе переезда, мы столкнулись с не самой тривиальной задачей по переосмыслению текущей структуры каталога, url и настройке редиректов о которой и хотим рассказать.

Сеошные аспекты переезда без потерь трафика

При отсутствии опыта и вдумчивого подхода, такие манипуляции зачастую приводят к тому, что мы называем “SEO-самоубийство” (в западном сегменте бытует термин SEOcide). Собственно, это действия, которые могут иметь необратимые последствия в виде потери трафика на сайт, выпадения страниц из индекса и т.д.

Конечно, чаще всего что-то подобное происходит, когда владелец бизнеса не имеет инхаус команды, и не работает с агентством. Он любит делать всё сам, лишь иногда прибегая к услугам фрилансера. Как правило это нечто подобное:

  • Спонтанно переехали на более звучный домен.
  • Переписали url страниц на свой вкус. 
  • Купили на сайт 20000 ссылок за 2000 рублей, прогнали по каталогам.
  • Купили премиум-тему Wordpress, не понимая, что это полностью перекроит структуру сайта и вложенность категорий. 

И так далее. Уверен, у многих в загашнике есть похожая история. В проф сообществах также регулярно кто-то из SEO-специалистов вскрикивает от боли увидев постфактум, что натворил клиент.

Итак, разбираем наш кейс.

Моменты, которые пришлось решить при переезде

Разный регистр в alias

Наполнение сайта товарами осуществлялось на стороне клиента. Okay CMS работает также, как и подавляющее большинство движков: если вы при создании страницы не заполнили alias вручную, она это сделает за вас, взяв данные из названия товара. С одной небольшой поправкой - она не приводит символы к нижнему регистру, а просто транслитерирует, как есть. 

То есть, когда контент-менеджер добавлял товар и прописывал заголовок Котел водогрейный КВа-0,15 , мы получали адрес страницы Kotyol_vodogrejnyj_KVa-015. 

Для ПС это совсем не то же самое, что kotyol_vodogrejnyj_kva-015. И чтобы не получить на всех товарных страницах 404 ошибку данный артефакт пришлось пока перенести на новый сайт. 

Автоматически сгенерированные страницы фильтра в индексе

Также на сайте со сравнительно небольшой номенклатурой (~100 товаров, 15 категорий и блог на десяток статей) имеется почти 2500  проиндексированных страниц в Яндекс и 1100 в Google. Подавляющее большинство из них зомби-страницы без трафика сгенерированные фильтрами и попавшие в индекс. С одной стороны, нужно было навести порядок, но с другой переехать без потерь трафика. Поэтому нужно было отделить зёрна от плевел.

Порядок действий был следующий.

  1. Выгружаем структуру сайта из Site Analizer или аналога.
  2. Выгружаем из метрики все страницы на которые был трафик с поиска за год.
  3. Выгружаем аналогичные страницы из Google Search Console.
  4. Для страниц имеющих трафик создаём на новом сайте нормальные статические страницы с таким же адресом.
  5. Для всех страниц-зомби прописываем 301 редирект.

Чтобы получить посещаемые страницы в Яндекс идём в метрику отчёты → страницы входа → выбираем в готовых сегментах “переходы из поисковых систем” → задаём нужный период → скачиваем.

В Google Search Console идём в раздел эффективность → вкладка страницы → период год → экспортировать.

Затем мы объединяем эти списки в один рабочий документ, удаляем все страницы, которые имели за год менее 20 кликов.

В итоге, вместо 2500 тысяч мусорных страниц, мы оставляем ~200 имеющих трафик, и на их основе создаём на новом сайте тэгированные страницы. С остальных настраиваем перенаправления на релевантную страницу сайта, чтобы закрывать интент пользователя.

Дальше работали в Google Sheets. На первом листе у нас структура старого сайта, на втором статические страницы, которые необходимо создать. Функция match отмечает, где нужна тегированная страница, а где нет. 

В отдельной колонке отмечаем куда настраивается редирект (если нужен).

После выгрузки нового сайта добавили лист с новыми url чтобы быстро и наглядно увидеть всё ли на месте.

В итоге мы переехали сохранив только действительно нужные страницы, а стало быть и трафик на сайт. Кроме того, упрощение структуры (мы также сократили количество категорий) благотворно сказывается на поведенческих и индексации. 

Страницы с малополезным контентом не только никому не нужны (на то они и малополезные), но и потенциально опасны  - фильтр за МПК никто не отменял. Экономия краулингового бюджета в свою очередь положительный сигнал для поисковиков.

Другие способы совершить SEOcide

Если ваш сайт, трафик и заказы всё же не дают вам покоя, и вы видите единственный выход из ситуации в виде SEO-самоубийства, то вот несколько рабочих в 2023 году способов:

  1. Не делать в 21- веке мобильную версию. Звучит забавно, но до сих пор есть  сайты заточенные только под десктоп.
  2. Побаловаться с “чёрным” SEO без глубокого знания алгоритмов поисковиков. Например, проставить ссылок белым по белому, закупить ссылок на один коммерческий анкор.
  3. Очень часто SEO-самоубийству предшествуют вполне безгрешные желания обновить дизайн сайта. Эти работы нужно начинать с запуска Screaming Frog, иначе жди беды.
  4. Переписывание “для красоты” url страниц. 
  5. Удаление контента со страниц. Ранжирование всегда совокупность множества факторов и удаляя ненужные на ваш взгляд таблицы и тексты со страницы вы можете существенно ухудшить ваши позиции.
  6. Массовые манипуляции с метаданными сайта. Для большинства CMS есть популярные плагины, позволяющие пакетно править Title, description, h1 на сотнях и тысячах страниц одновременно. WOLF на Wordpress, Batch Editor на OpenCart - одно неловкое движение в этих расширениях может дорого обойтись работающему сайту.
  7. Сделать всю навигацию, меню, перелинковку нового сайта на JS. Часто этим грешат недорогие студии разработки, фрилансеры, работающие с пэйдж-билдерами.

Отрицательная оптимизация

Раз уж мы касаемся тематики “анти-SEO”, то стоит сказать, что это не обязательно результат незнания работающих с сайтом людей. Такое могут практиковать нечистоплотные исполнители, фрилансеры разобиженные на заказчика, конкурирующие компании, и тому подобное. 

Представим ситуацию. С вашим сайтом некоторое время работает частный SEO-специалист. Вы им не довольны, и перестаёте сотрудничать. Спустя время трафик и позиции ухудшились и вы посчитав, что погорячились обращаетесь за услугами к этому же исполнителю. 

На самом деле он вполне мог пробежаться по вашему сайту скриптом, заменив в url или тексте на страницах, скажем русскую “c” на английскую “c”. Или нашу букву “р” на заморскую “p”. Визуально и для вас и для читателя не будет никакой разницы, но для поисковика всё на сайте изменилось радикально. И это лишь один из хитроумных способов, широко известных в очень узких кругах.

Заключение

Вывод довольно прост - перед любыми манипуляциями, которые сопряжены с массовыми изменениями чего-либо на действующем проекте, отмерьте семь раз. Последствия могут быть необратимы, если у вас нет чёткого понимания того, что вы делаете и что за этим последует, то найдите того, кто имеет релевантный опыт.

Если вы всё ещё всерьёз думаете о том, что хотите совершить SEO-самоубийство, то обратитесь к нам на горячую линию. Мы постараемся вас отговорить.