chain doc dot ok back item-arrow angle-left angle-right vk instagram linkedin facebook play-button mail-ic winged-letter nda
Все статьи Бизнес-wiki

Как учитываются коммерческие факторы в SEO?

Елена Волкова
Задать вопрос

Для начала стоит сказать что такое коммерческий фактор.

Фактор – это любой элемент на сайте, который влияет на поведение пользователя, который за собой ведет более глобальное изменение пользовательского опыта, который влияет в ту или иную сторону на позиции сайта.

Т.е. по мнению поисковой сети, если накопленный поведенческий опыт по тому или иному фактору на сайте решает в положительную сторону потребность клиента, значит такой сайт будет полезен и будет поднимать его в выдаче выше и наоборот - если фактор (элемент) на сайте будет мешать получить ответ на свой запрос, то позиции будут уменьшаться.

И тут вырисовывается интересный момент

Нет унифицированного списка таких «необходимых» элементов, все чек-листы коммерческих факторов, которые гуляют по интернету – сами по себе совершенно не жизнеспособны для бизнеса. Как нет универсальной таблетки от любой болезни, так и нет одних и тех же факторов, которые одинаково подойдут и для банка, и для сайта рукоделия.

К тому же, проверить на всех конкурентах все 100+ факторов – это тяжелая и неблагодарная работа.

Для многих окажется сюрпризом, но рассматривать факторы нужно только в разрезе своей ниши и своего региона. Т.к. не все йогурты одинаково полезны. К примеру, то что на сайтах представительств крупного бизнеса есть номер 8 (800) – привычная практика, почти все по нему звонят, и он никого не смущает. А такой же номер 8 (800) без обычного городского на сайте небольшого города, продающего те или иные товары или услуги, чаще как раз доверия вызывать не будет.

Строгой зависимости нахождения в ТОПе выдачи от каких-то определенных факторов НЕТ (например, наличие лицензии у юриста или врача). Но они могут напрямую влиять на ПФ, а они в свою очередь на позиции.

Что точно влияет:

  • Так это количество товарного предложения, чем оно больше, тем лучше (если у ваших конкурентов в ТОПе ассортимент большой, а у вас всего пару наименований, догнать их будет тяжеловато – это факт)
  • Экспертность самого ресурса (к примеру, вы публикуете статьи, автор которых имеет вес в определенных кругах и высокую цитируемость авторитетных изданий – ваш сайт априори будет иметь больше веса среди конкурентов, таким фактором не обладающих).

Матрица коммерческих факторов

Как мы уже писали выше – унифицированные чек-листы КФ (коммерческих факторов) не работают, а что же работает?

Матрица КФ на основе ваших конкурентов. Любая поисковая система ищет логику, порядок и совокупность факторов, которым должен отвечать полезный ресурс, чтобы попасть в ТОП.

Конкурент – это сайт, который занимает более-менее хорошую выдачу по большинству КС в вашей тематике и подходящий по вашему типу (если вы интернет-магазин, то и сайт конкурента тоже должен быть интернет-магазином).

И здесь ваша задача, как раз таки, состоит в том, чтобы понять и разобраться, почему сайт конкурента находится в выдаче выше вас.

Для этого вам нужно по ядру ключевых запросов вычленить своих конкурентов (5-10), входящих в ТОП-30 (до этого значения работает алгоритм MatrixNet). Затем выявить основные элементы, которые присутствуют на их сайте, свести их в одну таблицу и уже именно по ним сравнивать свой сайт.

Обычно выбирают не все подряд, а ориентируются по ключевым шаблонам (их обычно не больше 20) и по ним работают:

  • Главная страница
  • Страница категории
  • Карточка товара
  • Раздел с контактами
  • Прайс
  • Корзина и т.д.

Выбирают так называемым методом пристального взгляда: сначала обращают внимание на крупные и значительные элементы (наличие телефона, кол-во картинок, наличие текста, наличие цены на главной странице и т.д.), затем выписывают более мелкие детали – размер шрифта, расположение того или иного элемента на странице, объем текста, вес картинок и т.д.

Сайт 1Сайт 2Сайт 3Сайт 4Сайт 5Нужно?Мой сайт
8 800данетнетнетнетнетда
Калькуляторнетдададанетданет
Наличие лицензиидадададададада
Отзывынетданетданетнетда
Большие картинкидаданетнетдаданет

Если вы переживаете, что можете что-то упустить, вы можете сверяться с чек-листом КФ и обращать внимание на те факторы, которые подходят под вашу ситуацию.

После того, как у вас получится большая таблица, вы можете пробовать внедрять те факторы, которые отсутствуют у вас и если какие-то из них, действительно, являются коммерческими, то ваши позиции подрастут.

Но в любом случае, улучшение поведенческих факторов от внедрения каких-то полезных вещей на сайте пойдут вам только в плюс, так как накопленный положительный поведенческий опыт на позициях сказывается тоже, правда узнаете это вы только через пару месяцев, хотите ускорить процесс накопления ПФ – внедряйте таргет, контекст, любую рекламу, через которую клиент будет соприкасаться с вашим ресурсом и давать ему тот самый опыт (желательно, конечно, положительный), который потом скажется в плюс на ваших позициях.

ВАЖНО: если внедряете какие-то факторы, то не забывайте, чтобы они для пользователя были полезными, просто внедрить «чтобы было» не работает, а может даже только хуже сделать, если, к примеру, у всех есть онлайн-чат, вы его внедрили себе тоже, но не пользуетесь, клиент в него заходит, не получает ответа и уходит, а вы получаете отрицательный пользовательский опыт. Или есть какой-то фактор, который мало у кого встречается, но вы считаете его полезным – внедряйте, накопите по нему положительный пользовательский опыт и это скажет вам «спасибо» в дальнейшем.

Ты мне доверяешь?

Как мы уже писали: экспертность – важный фактор, по которому поисковики меряют полезность ресурса. Но доверие можно заработать и не только цитатами уважаемых и серьезных знатоков своего дела – информация о вашем ресурсе должна быть проверяема, и она просто должна быть:

  • Вы присутствуете в соц.сетях и ведете активную по ним деятельность;
  • Вы рассказываете о себе и своей команде;
  • Вы публикуетесь в СМИ;
  • О вас есть информация в справочниках и т.д.

Всё это тоже относится к коммерческим факторам, чем проще вас найти, тем больше вам доверия как со стороны клиентов, так и со стороны поисковых систем.

Не забывайте все тоже самое делать и по своим конкурентам и вносить это в Матрицу КФ, чтобы сравнивать себя и по этим факторам тоже.