Что такое каннибализация выдачи в SEO и как её избежать
Каннибализация поисковой выдачи одно из явлений, которые гораздо проще предотвратить, чем разгребать последствия. Встречается довольно часто, лечится в зависимости от запущенности иногда легко и безболезненно, иногда долго и мучительно. Рассказываем о причинах проблемы, диагностике и лечении каннибализации страниц.
Что это такое?
Простыми словами - это конкуренция страниц вашего сайта в поисковой выдаче между собой. Когда два документа очень близки по релевантности и поисковый алгоритм не может определиться, какой из них, и на каком месте ранжировать. Из-за этого происходит постоянная ротация страницы в выдаче, и что хуже, как правило это сопровождается сильными колебаниями позиций. В определённом смысле, вместо того, чтобы бороться за место в SERP со страницами конкурента, наши страницы начинают соперничать друг с другом.
Гораздо хуже, когда страница в выдаче ежедневно меняется, и позиции вылетают с топ-3 в топ-30 и наоборот. Также, отдельно отмечу, что если конкурирующая страница плохо закрывает интент, то это негативно скажется на поведенческих сайта. Допустим, когда коммерческий запрос приводит на страницу блога.
Выглядит это примерно так (красный треугольничек - нерелевантная для данных запросов страница):
Пример из недавней практики. На сайте была страница услуги “Лазерная резка металла”. Страница создана много лет назад и проработана по всем правилам искусства.
В то же время, при создании сайта была создана страница “Лазерная резка листового металла”, которой никто никогда не занимался, поскольку основная страница сразу зашла в топ по этому запросу (что логично). Страницу забыли и она пару тройку лет просто “существовала” на сайте. По какой-то причине, после очередных обновлений алгоритмов Яндекса, страница начала постоянно конкурировать с основной страницей. Поначалу это были единичные случаи, но в динамике стало очевидно, что проблема явно прогрессирует и страницу было решено “убить” через 301 редирект.
В чём могут быть причины?
Обобщённо говоря, причины каннибализации кроются исключительно в неправильной кластеризации запросов и неправильно спроектированной структуре сайта. Иногда при группировке семантики специалист руководствуется только логикой и здравым смыслом. Но нужно в том числе опираться на имеющуюся выдачу.
Также иногда это обусловлено банальным непониманием алгоритмов ранжирования и желанием собрать больше трафика создав больше посадочных.
Я сам когда-то в начале пути грешил подобным. На личном сайте я создал страницу “Доставка гитар из Германии”. Она резво залетела в топ-3 и начала собирать трафик и, как следствие переходы по моим CPA-ссылкам. Не будучи погружённым в SEO я не придумал ничего лучше чем наплодить больше таких страниц:
- “Доставка гитар из Германии без посредников”
- “Доставка гитар из Германии в РФ”
- “Как доставить гитару из Германии если не знаешь английский”
- Ну, вы поняли…
Дальше предсказуемо произошло следующее:
- Трафика стало меньше.
- Позиции первой страницы ухудшились.
Так я понял, что не стоит размывать релевантность страницы.
Преимущественно, такое выжигание выдачи присуще для интернет магазинов с большой номенклатурой, когда на сайте появляется куча тэгов: диван велюровый зелёный, диван велюровый для кухни и т.п. И всё это начинает расшатывать качественную родительскую страницу “Велюровые диваны”, размывать в глазах ПС её релевантность. В таких случаях возникает не только проблема каннибализации, но и гипотетическая возможность фильтра за малополезный контент. Поскольку крайне редко такие страницы качественно проработаны и наполнены уникальным контентом.
Диагностика
В большинстве случаев вы заметите каннибализацию по банальному колебанию позиций одной конкретной страницы. На сайте в целом картина не меняется, позиции и трафик относительно стабильны, но одну страницу начинает штормить. Часть сервисов вроде Topvisor, имеют отдельную пометку, чтобы сразу указать вам на смену релевантной страницы. В норме такого быть не должно.
В рамках быстрой диагностики можно зайти в Google Search Console сайта и в разделе эффективность перейти во вкладку запросы и увидеть какие страницы сайта показываются по ключу.
В принципе, то же самое можно сделать с помощью оператора site, но в консоли, как мне кажется это нагляднее, поскольку мы видим количество показов/кликов по странице.
В запущенных случаях, на страницах могут дублироваться метаданные: title, description, h1. Такие вещи находим с помощью краулеров Site Analizer, Screaming Frog.
Как не допустить и как лечить
Как обычно в SEO-оптимизации, здесь гораздо проще не допустить, чем потом решать проблему. Досадная проблема с лазерной резкой металла, о которой я писал выше, решается за 1 минуту в Arsenkin. В инструменте “Выгрузка топ по запросу”, мы сразу видим, что это должна быть одна страница. У всех мастодонтов выдачи так и есть.
А вот, например под запрос лазерная резка латуни уже нужна отдельная посадочная.
Суть вам понятна. Основа любого сайта - это правильная семантика, группировка по топу, и построенная на этом фундаменте структура сайта.
Естественно, работая с кластеризацией бегать с каждым запросом в сторонний инструмент не очень удобно, но в Key Collector 4 уже вшит аналогичный инструмент сравнения выдачи. Поэтому сразу в процессе работ по кластеризации поглядываем и перетаскиваем запросы в нужную группу. Для этого конечно нужно сначала собрать выдачу по запросам.
Потом выбираем нужные нам фразы, переходим во вкладку данные SERP, кликаем сравнить выдачу.
Сразу наглядно видим, где есть пересечения, а где их нет. Фраза “дефекты лазерной резки”, явно информационная, а запрос “лазерная резка купить” преследует своей целью покупку оборудования, а не заказ услуги.
Если о правильной кластеризации говорить уже поздно и всё плохое уже случилось, то есть два основных пути.
- Убираем страницу/страницы которые нам мешают. Ставим 301 редирект, чтобы не потерять ссылочный вес и трафик, если он есть. В ряде случаев можно аккуратно перенести часть контента на целевую страницу, если вы понимаете, что он действительно нужен.
- Более деликатный способ. Разоптимизируем лишние страницы и прорабатываем их под другие запросы. Возможно под какой-то низкочастотный многословник. Тут уже, как говориться “надо смотреть”.
В целом, каннибализация запросов хоть и не самое приятное явление, но есть в SEO вещи и похуже. Это скорее лишнее напоминание о том, насколько важно в начале поискового продвижения уделить достаточно ресурсов на сбор и кластеризацию, чтобы не иметь кучи проблем в обозримом будущем.
Коротко подводя итоги.
- Правильно собираем и группируем слова ориентируясь в том числе на текущую выдачу.
- Не смешиваем информационные и коммерческие запросы в рамках одной страницы.
- Одна группа запросов = одна страница на сайте.
Следуем этим трём незамысловатым правилам и забываем про каннибализацию в 99.9 % случаев. Успехов!