Сайты и SEO для людей
Оставить заявку

Как SEO-специалисту правильно организовать рабочий процесс?

Сегодня мы хотим поделиться условно-универсальной инструкцией по организации работ seo-специалиста над проектами. Условно-универсальная она по целому ряду причин:

  1. У всех специалистов разное количество проектов и от этого будет варьироваться ваш тайм-менеджмент. Например, в компании SLT на специалиста приходится от 5 до 10 проектов, не больше;
  2. Проекты всегда не в одинаковом состоянии. То есть невозможно распределять время поровну;
  3. Никто не отменяет форс-мажорные обстоятельства, когда всю выстроенную схему придётся отложить в сторону и срочно заняться другим проектом.

При любом раскладе, конечно, необходимо работать, придерживаясь определённой методологии и избегая хаоса.


Дневник seo-оптимизации

Получив в работу проект, стоит сразу завести отдельный файл в гугл-таблицах с ключевыми словами, посадочными страницами и планом работ по базовой и глубокой оптимизации. Там же проводим текущий мониторинг позиций. Назовём этот файл "дневник оптимизации". Он помогает специалисту не забывать, что уже сделано, а что запланировано.

Также он в определённом смысле выполняет роль бэкапа, поскольку когда позиции есть, то главное их не испортить. По крайней мере мы рекомендуем для важных страниц также записывать старые метаданные перед их корректировками.

Типичный файл содержит колонки:

  • Сгруппированные слова;
  • Запланированные посадочные;
  • Фактические посадочные;
  • Колонки для базовых метаданных;
  • Тезисный план работ по странице (запросить дополнительный контент, глубокая оптимизация, программные правки);
  • Примеры конкурентов из топ выдачи;
  • Прочие комментарии.

Плюс такой файл на долгой дистанции помогает лучше понимать, что из того, что вы делаете работает, а что нет.


Текущий аудит

Принимаясь за работу над проектом, вначале смотрим как себя чувствует сайт после прошлого комплекса мероприятий. Проводим микро-аудит и съём позиций, сверяемся со своим дневником оптимизации. Смотрим по каким запросам позиции сайта выросли, а по каким снизились. Контролируем баланс ссылочной массы и составляем план на крауд и коммерческие ссылки.

Сопоставляем достигнутые в прошлом периоде результаты со своими действиями. Базовый текущий аудит сайта можно делать, двигаясь по следующей пирамиде снизу наверх:

Важно! Как правило со страницей не делается что-то одно. Типичный пример работы со страницей может выглядеть так:

  1. Сделали ревизию базовой оптимизации и внесли правки;
  2. Через некоторое время разместили коммерческую ссылку;
  3. Спустя ещё несколько дней, работая с другой страницей, сделали внутреннюю перелинковку;
  4. Контент менеджер через неделю добавлял фото и прописал alt и подписи к изображениям.

Таким образом, понять спустя месяц, что именно ведёт к успеху практически невозможно. В рамках дневника можно проводить изолированные эксперименты, сочетая разные методики для разных страниц, чтобы подобрать идеальную для конкретного проекта. Главное при этом поставить в известность коллег, которые также могут работать с этим документом.

Регулярно прогоняем сайт через Сomparser, Screaming Frog или аналоги, чтобы находить недочёты базовой оптимизации и технические проблемы вроде страниц с ошибками. Также здесь используем все стандартные инструменты для вебмастеров.

Такой мини-аудит стоит делать не раз в месяц или перед отчётом. Необходимо определить периодичность скрининга сайтов на протяжении всего месяца, чтобы держать руку на пульсе проектов непрерывно. Регулярность такого аудита будет зависеть от стабильности проекта.

Не лишним будет выработать привычку начинать день с просмотра дэшборда вашей системы отслеживания позиций.

Делегирование

Поняв, после небольшого аудита, какие работы вы будете производить в текущий отрезок времени (зависит от количества проектов), в первую очередь нужно мысленно разбить задачи на те, которые вы будете делать самостоятельно и те, которые делегируете.

Делегируемые задачи стоит сформулировать в первую очередь. Поскольку пока вы планируете что делать дальше и самостоятельно работаете с проектом, они уже постепенно будут выполнятся и приходить на проверку. Начать нужно с тех, которые займут больше времени.

К примеру тексты. Их написание, проверка, согласование и публикация могут занять до двух недель. Значит ставим задачу на копирайтинг и дальше занимаемся своими делами.


Дробление задач

Также стоит дробить долгие фоновые или объёмные задачи на небольшие логические части.

Пример #1:

Для страниц сайта нужны 400 описаний meta-description. Можно поставить задачу “Написать 400 описаний”. На это уйдёт месяц, потом их нужно проверить, потом опубликовать. При публикации такого количества контент-менеджер начнёт путаться в страницах от банальной усталости и однообразия.

Гораздо правильней будет следующая постановка задачи: “Написать 50 описаний meta-description и после согласования опубликовать на сайте.” Таким образом вы решаете задачу качественнее и продуктивнее и начинаете получать результаты уже в текущем месяце.

Пример #2:

Клиент прислал материал на 10 статей. Даже если бюджет позволяет заказывать сразу 10 текстов, то всё же стоит попросить копирайтера сдавать каждый в отдельности по мере написания. Чтобы избежать ситуации “то густо, то пусто”. Поскольку на написание качественного материала уйдут недели, и вы не получите никакого нового контента в течении длительного периода.

Расставив задачи по базовой seo-оптимизации и контенту, переходим к тому, что будем делать самостоятельно.


Постановка задач себе

Далее расставляем задачи себе. Это обязательный пункт, даже если задача дублируется из месяца в месяц, как это часто бывает. Это дисциплинирует ум и в последствии облегчает делегирование. Даже при постановке задач себе пишите описание, добавляйте необходимые ссылки и изображения. Вот лишь несколько причин зачем это стоит делать:

  1. Задача может растянуться по времени и вы забудете с чего всё начиналось.
  2. Задача может быть передана другому специалисту и он должен иметь представление об этапах процесса.
  3. К задаче могут подключаться коллеги, которые должны хотя бы базово понять её смысл и конечную цель.

Расстановка приоритетов в работах по SEO

В расстановке приоритетов можно придерживаться двух принципов.


Принцип военно-полевой медицины

Зачастую полезно применять такой подход. В первую очередь мы помогаем легко раненым и возвращаем их в строй. Тяжёлых, с которыми возиться придется долго, оставляем на потом. Придерживаться такой схемы стоит тщательно взвесив все за и против, а главное не ошибиться приняв довольно серьезный пул работ за мелочь на пару часов.


Распределение задач по скорости наступления эффекта

В этом случае мы вначале делаем то, что требует больше времени для проявления положительного эффекта.

Пример:

Закупка ссылок и поиск доноров займёт около 4 часов, но (!) сама работа вебмастеров занимает до недели, плюс время на индексацию страниц со ссылками. Поэтому целесообразно начинать закупку ссылок как можно раньше, практически сразу после месячного отчёта и текущего аудита.

В собственных задачах также нужно придерживаться принципа дробления. Задача “Собрать семантику для сайта” может оказаться слишком объемной и попросту съест весь бюджет человеко-часов. Но в тоже время, задача “Собрать семантику для раздела N”, с которым вы сейчас работаете, уже приемлема.

Если стандартных средств вашей crm вам недостаточно, то для дополнительной самоорганизации можно завести Гугл Календарь, либо доску в любом таск-менеджере вроде Trello.

Условно ваши задачи будут разделены следующим образом:

  • Аналитика и постановка задач;
  • Собственные работы. Семантика, контент, создание страниц;
  • Работа с внешним продвижением, линкбилдинг;
  • Эксперименты, наблюдение, планирование;
  • Поиск направлений для роста и развития;
  • SEO-отчётность.

Если у вас осталось время, то его можно потратить на другой проект, саморазвитие или вышеупомянутые форс-мажорные ситуации.